Гребнево: церкви села. Три святыни
Автор: М. М. Федоров-Чеберако
В статье «Архитектурные загадки гребневских храмов» я рассказал о том необычном, что отличает церкви села Гребнево от других церковных святынь нашего края, от традиционного русского церковного зодчества, и что вызывает вопросы у всякого, кто хочет понять, почему же, в силу каких причин их архитекторы отступили от общепринятого, от общепредписанного.
Разумеется, каждый художник по сути своей должен быть новатором. Но ведь и его новаторство тоже ставится в определенные рамки, подчиняется им. Если архитектор строит церковное здание, оно не должно походить на жилой дом, на дворец, на присутственные места, на пожарную и т. д. И он, архитектор, вынужден учитывать, соблюдать правила, предписанные церковными властями при строительстве храмов, часовен. Любое отступление от них требует объяснений.
Например: у летнего храма нет колокольни. Почему?
Правда, читатели могут возразить: зачем она ему, есть же у соседнего, рядом стоящего зимнего. Но оказывается, эти церкви были построены в разное время, причем летняя раньше зимней. И значит,
И вот, хорошо зная, что при храме или недалеко от него ставится обычно колокольня, понимая, что колокольный звон не причуда, не забава, а нечто очень значимое для жителей села, архитектор
Могут возразить: колокольня не вписывалась в архитектурный облик храма. Действительно, трудно представить рядом с летней возвышающуюся над ней колокольню. Ангел с крестом на навершии сразу теряет свой художественный эффект, и, что еще хуже, слабеет, а то и вовсе не чувствуется его сакральная значимость. Но архитектор мог поступить так, как сделал позднее его собрат по профессии, когда строилась зимняя. Она была поставлена «под звоном»: колокольня оказалась не рядом с храмом, а прямо на нем. Вместо ротонды, т. е. круглой с куполом части церкви, архитектор летней мог запроектировать
Ответ прост: архитектор не нуждался в колокольне. Она уже была, находилась тут же, при зимней церкви, в шагах
Вот выписка из документа об этом. Голицыны, купив в 1811 году гребневское имение, вскоре стали здесь строить каменную зимнюю церковь. В 1823 году она была готова к службе. Владелец имения, князь Сергей Михайлович Голицын, обращаясь к церковным властям, просил о ее освящении и об «упразднении старой деревянной церкви, во имя тож Святителя Николая Чудотворца, состоящей в том же селе и пришедшей в ветхость »
Но откуда мы взяли, что у деревянной была колокольня? Обратимся к описи всего строения в селе Гребнево, составленной в 1811 году. Одна из записей утверждает: «2. Церковь деревянная Николая Чудотворца с приделами царя Константина и матери Елены, длиною с колокольнею 14 саженей, шириной 4 сажени и 1 аршин».
Кстати, любопытно сравнить размеры и фигуры деревянной, летней и зимней церквей. Как мы уже знаем из описи, длина деревянной составляла чуть менее 30 метров, ширина около 10. Мы перевели сажени в метры. Иначе говоря, храм представлял собой вытянутый (длина в три раза больше ширины) прямоугольник. Габариты летней (в плане) 30x33 метра. То есть ее длина такая же, как и у деревянной. Но фигура у нее в основании (а это мы можем хорошо видеть и в плане, и в натуре) совсем иная: крест. Габаритные (в плане) размеры зимней каменной 35х31,6 м, а фигура восьмигранник (в основании), на который поставлен цилиндр колокольни.
Когда же была построена деревянная церковь?
В клировых ведомостях за 1823 год запись о гребневских храмах гласит: «Построена первая холодная в 1786 году, апреля 17 дня, тщанием и иждивением помещика того села покойнаго
Зданием обе каменные и крепки.
Престолов два: 1/в холодной во имя Гребневския Божия Матери; 2/в теплой во имя Николая Чудотворца. В деревянной также теплой, построенной в 1775 г. и уже очень ветхой, резолюциею Высокопреосвященнейшаго Филарета Архиепископа Московскаго и Коломенскаго повеленной уничтожить два престола: 1/во имя Николая Чудотворца, 2/во имя равноапостольных царей Константина и Елены».
Из приведенного текста читатель, наверное, понял, что клировая ведомость это особый церковный документ, он сообщает нам главные сведения о том или ином храме: когда тот построен, где находится, кто служит в нем, какая у него есть собственность (здания, земля). В данном случае запись о холодной, т. е. летней церкви неточна. На храмозданной доске, висящей сразу у входа в церковь, написано: «строением же сей храм зачат
Чуть позже и само здание деревянной церкви было разобрано. Остались два каменных храма, которые стоят и поныне.