Усадьба Гребнево: новая надежда
Автор: Михаил Попов
16 мая 2018 года произошло историческое событие, потенциально способное изменить всю культурную жизнь Фрязино: усадьба Гребнево обрела хозяина. Им стал известный предприниматель из Москвы, Андрей Аркадьевич Ковалёв, бизнесмен, человек искусства, музыкант и ресторатор. Мы благодарны ему за открытость, которую он проявил, уделив своё время для разговора об усадьбе. Как правило, люди, способные на такие приобретения, достаточно закрыты и редко общаются напрямую. Наш собеседник не просто исключение из этого правила, но и человек, который лично и непосредственно включился в процесс космического масштаба. Можем ли мы охарактеризовать идею восстановления усадьбы Гребнево как-то иначе?
Андрей Аркадьевич, здравствуйте! С чего всё началось? Как Вам пришла идея приобретения старинной усадьбы?
Здравствуйте. Тут стоит начать с того, что я сам живу в старинном историческом доме, люблю старинную живопись, антиквариат, фарфор; в прошлом художник по мебели, реставратор, окончил Строгановку (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова Фрязино.Инфо). Примерно год, как я думаю над этим приобретением. Мог бы купить ещё год назад, но тогда что-то меня остановило, не мог решиться, честно признаться испугался масштабов. Кроме того: антиквариат я привожу в основном из Франции, и партнёры, с которыми мы ведём дела по этому направлению, однажды предложили мне купить там замок, чтобы, как говорится, создать полностью естественную атмосферу: старинная архитектура и антиквариат. И весь этот год, отказавшись от идеи покупки усадьбы, я искал варианты во Франции. А там на сегодняшний день продаются несколько сотен замков, поэтому выбор был поистине огромен, а мысли об этом вполне серьёзные.
Как же я узнал о ней год назад? Абсолютно случайно увидел в Интернете информацию о проведении аукциона по продаже усадьбы. Я кратко, буквально по картинкам, ознакомился с её нынешним состоянием и приехал на встречу в дирекцию министерства культуры РФ, чтобы обсудить всё более подробно. Мой собеседник задал мне один главный вопрос: «Андрей, а зачем Вы хотите купить её?» Я ответил: «Вероятнее всего, чтобы там жить, тем более, что я давно ищу земельный участок в этом направлении, а раньше жил в «офицерском посёлке» в Щёлково». И он ответил: «Если для себя, то обсуждать нам нечего, потому что это совершенно другой случай. Это место, которое требует восстановления, оживления и переориентации на событийный туризм. Там должны появиться гостиницы, музеи, должны проводиться фестивали и концерты.» «Но ведь там нельзя строить ничего нового!?» возразил я. «Можно строить временные сооружения на винтовых сваях».
Для ещё более подробной консультации я посетил Департамент охраны памятников. Валерия Березовская, начальник Главного управления культурного наследия Московской области, в один момент поменяла мои недавние представления. «О каких сваях Вы говорите, Андрей Аркадьевич? Захотите поставить сцену для фестиваля будете за полгода запрашивать у нас разрешение, и так по каждому моменту!» Валерия оставила у меня впечатление человека, который искренне борется за судьбу каждого памятника архитектуры и искренне переживает за то, что многие из них находятся сейчас в тяжёлом, удручающем состоянии.
Всё это и заставило меня отказаться от идеи покупки, после чего я продолжал поиски во Франции, примерно год, пока окончательно не осознал, что жить и работать я могу только в России. И тогда мой взгляд снова обратился к усадьбе Гребнево, и я снова встретился с представителями Департамента охраны памятников. В этот же период пришёл к мысли, что приобретение усадьбы для себя идея как минимум странная: слишком огромна её площадь и предстоящий объём вложений. Поэтому все дальнейшие переговоры, встречи и обсуждения происходили уже под мотив приобретения и возрождения усадьбы как культурного объекта, доступного для людей. При этом следует понимать, что культура и коммерция не исключают друг друга, потому что восстановление и будущая доступность для людей напрямую зависят от финансовых вложений. Здесь надежду вселили примеры других событийных мест, которые за счёт проводимых мероприятий окупают себя, и потому остаются живыми и притягательными.
Во Франции, например, существует практика: сумма, уплаченная за реставрацию объекта культурного наследия, впоследствии возвращается вам государством. У нас такой практики нет, а расходы на качественную реставрацию не менее огромны. Сейчас мы говорим не о прибыли, а лишь о возможной окупаемости затрат на восстановление, и уже сейчас я абсолютно точно понимаю, что эта покупка и это возрождение станет во всех смыслах делом всей моей жизни.
А Вы знакомились с историей усадьбы перед принятием окончательного решения?
Сотрудники дирекции и местные энтузиасты прислали мне огромное количество информации. Я был потрясён историей усадьбы. Князья Трубецкие, Голицыны, Гаврила Ильич Бибиков. В этой усадьбе бывали Гавриил Романович Державин, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов Последним владельцем был брат Александра Грина. В общем вся история России вместилась сюда. Потрясли легенды о подземных ходах, которые якобы идут к островам. Удивило, что и во времена Советского Союза усадьбу использовали в образовательных целях, бережно сохраняя при этом её великолепие.
Правильно ли я понимаю, что при сумме приобретения в 80 млн. рублей, реставрация обойдётся на порядок дороже, то есть примерно в 800 млн.?
Намного больше. Самая скромная и начальная цифра, которой я могу сейчас оперировать полтора миллиарда рублей. Мы ведь не можем поставить пластиковые окна и двери, сверхзадача восстановление усадьбы в её оригинальном виде, а это натуральное дерево и другие достаточно ценные материалы. Кроме того, на территории усадьбы есть «виртуальные» строения, которые исторически существовали, но давно утрачены. Согласно документации они тоже должны быть восстановлены, и нам придётся это делать.
Далее: не забывайте, что кроме зданий, вокруг усадьбы существует огромный сад, парк, просто свободные территории. Всё это тоже требуется вернуть к жизни.
Мы сразу перешли к цифрам и содержанию, но расскажите, пожалуйста, более подробно о сути сделки. На сегодняшний день из документа Минкультуры нам известно, что 16 мая 2018 года состоялся, цитирую, «открытый аукцион в форме продажи посредством публичного предложения», и что все объекты, объединённые общим названием «Усадьба Гребнево», продавались единым лотом.
Да, торги проводило АО «Распорядительная дирекция Минкультуры России», и я, то есть формально ООО «Усадьба Гребнево», выкупил лот за 80,1 млн. рублей. Усадьба приобретена сразу в собственность, однако с существенными обременениями и обязательствами. Они как раз и составляют всю сложность этого приобретения.
Усадьба, вне зависимости от собственника, продолжает оставаться памятником культуры федерального значения. В течение семи лет мы обязаны разработать проект реконструкции всего усадебного комплекса, утвердить его и реализовать. Это очень небольшой срок для такого необъятного дела, тем не менее, назад ходу нет, сдаваться мы не собираемся.
Кроме того, мы не можем строить на территории никаких иных капитальных сооружений, кроме перечисленных в официальной документации. Свобода наших действий ограничена малыми формами, шатрами, беседками, маленькими домиками, сценами для проведения мероприятий и другими подобными временными сооружениями.
Вопрос, который напрашивается сам собой: что же входит в тот самый «единый лот»? Что Вы приобрели?
Поскольку я даю интервью для Фрязино.Инфо, то есть для местных жителей, буду выражаться понятным им языком. Прежде всего, это здания усадьбы и территория усадьбы как таковая ограниченная старинной кирпичной стеной (и границей кладбища) до самого берега Барского пруда. С противоположной от кладбища стороны эта территория ограничена
Кроме того, в приобретённую территорию входят две рощи, лежащие по обе стороны от шоссе при движении от ворот усадьбы в сторону Новой Слободы до первого резкого поворота направо.
И, наконец, оба острова на Барском пруде, один из которых почему-то со временем превращён в полуостров. В общей сложности это почти 49 гектаров земли. Для тех, кто хочет поинтересоваться участком земли более подробно его можно найти на публичной кадастровой карте под кадастровым номером 50:14:0000000:466. И ещё раз напомню, что вся эта площадь не теряет статуса особо охраняемой территории, а усадьба остаётся памятником культуры федерального значения.
Какой вы видите усадьбу спустя 7 лет, отведённых на её восстановление? Куда попадёт турист из недалёкого будущего, пройдя под сводом возрождённой арки главных ворот? И попадет ли? Периодически звучат и такие опасения.
Однажды я приехал и гулял по окрестностям 4 часа. Не успел обойти всё, но успел понять, что охватить такой масштаб своим сознанием я пока не в состоянии: это слишком большая территория. И это несмотря на то, что в своей жизни я реализовал немало крупных
Но у нас есть сроки и есть статус охраняемой территории, а ещё есть положительные примеры позитивных пространств: это «Этномир», «Сочи Парк», Парк имени Горького. Опираясь на эти ориентиры, на данном этапе я рисую такую картину: общая благоустроенность, дорожки, красивые беседки, прогулочная атмосфера, фонари,
На этапе покупки представить все нюансы было невозможно, поэтому отчасти я могу назвать покупку спонтанной, но точно не могу назвать необдуманной. Сейчас для создания проекта и восстановления мне потребуется помощь огромного количества специалистов, от этого никуда не уйти. Но я вдруг понял, что если я не возьму усадьбу, её не возьмёт никто: целый год она продавалась, и не нашлось ни одного желающего. Всё окончательно рухнет и обратится в прах.
Если вы помните, то московский Парк культуры имени Горького стал живым, модным и современным именно тогда, когда отменили платный вход. Вход стал бесплатным, исчезли очереди у ворот, а доходы парк стал получать за счёт всяких интересностей на его территории. Это увеличило его притягательность и автоматически посещаемость. Очевидно, что имея перед глазами такой пример, было бы странно делать усадьбу закрытой территорией. Наоборот! В Москве уже за Третьим кольцом трудно найти притягательные места и подобные развлечения, а в области их нет вообще. Эту пустоту можно и нужно заполнить.
В моих планах создание здесь различных музеев. В частности, музея старинных автомобилей, музея живописи. Хочу перевезти туда свою коллекцию старинных авто и картин. А также, по просьбе Александра Розенбаума, я недавно выкупил коллекцию картин потрясающего художника Константина Дверина, и в усадьбе будет размещена постоянная экспозиция его работ. Усадьба станет прекрасным местом для проведения свадеб, праздников и других мероприятий. Каждые выходные я планирую делать здесь самые разные фестивали.
Надо быть реалистами и понимать, что в усадьбу большого туристического потока не будет никогда всё-таки Щёлковское шоссе не Новая Рига и тем не менее, я верю в то, что мы сможем привлекать сюда посетителей. По одному только своему посту в Instagram, по комментариям, я понял, какое огромное количество небезразличных людей хотят участвовать в возрождении усадьбы и бывать в ней. Мне уже поступило много интересных предложений. Причём многие люди хотят помогать абсолютно безвозмездно, даже не обладая профильными знаниями. На первый взгляд это может показаться странным, но ведь даже самому профессиональному каменщику всегда нужен человек, который будет подавать ему камни.
Впереди огромное количество проблем, вопросов, которые необходимо решать. Я хочу, чтобы все понимали: в ближайшие
Возможно ли уместить весь этот колоссальный процесс в 7 лет, отведённых Вам по условиям сделки?
Я до сих пор не уверен, что это возможно сделать за такой короткий срок. Разумеется, всё это обсуждалось до сделки. Приобретение усадьбы это лишь один вопрос, и он не самый главный. За ним следуют документально закрепленные охранные обязательства. Там прописано, что я обязан прежде всего обеспечить сохранность, не допустить дальнейшего разрушения. Это ключевой момент. Ещё не все здания защищены; это придётся сделать. И вот после этого мы обязаны всё отреставрировать.
Уже сейчас я начал встречи с историками, начал глубокое изучение предмета. Возвращаясь к вашему предыдущему вопросу: после того, как мы отреставрируем хотя бы одно здание, я хочу сразу создать там Музей усадьбы. В нём мы соберем документы, фотографии, различные интересные материалы. И этот музей станет первым центром притяжения и первым признаком возрождения. А вот если, представьте, мне придёт в голову построить на этом месте небоскрёб, то это будет просто невозможно. Точка. Всё, что я могу и что не могу делать с усадьбой и территорией прописано в охранных обязательствах.
Речь зашла об обязательствах по усадьбе, и мы прямо-таки логически переходим к вопросу сохранности островов. Для всех жителей округи это не просто острова. Это некое место силы. Можно даже сказать место сакральное. И опасения звучат прямым текстом: трехметровый забор, закрытая территория, частная дача
Вот представьте, что мы построили этот забор. А дальше что? В логике современных тенденций, острова это полностью открытая, но при этом насыщенная территория, приспособленная для прогулок, пребывания, отдыха, развлечений. Это лёгкие временные сооружения кафе, небольшие домики, облагороженная береговая линия. Но это вопрос даже не семи лет. Это вопрос
Кроме того: обратите внимание, что не весь берег сейчас доступен. Один из островов превращён в полуостров, протока со стороны Новой Слободы заилена и засорена. На кладбище, несмотря на запрет, продолжаются захоронения. Берег кладбища не укреплён. Вызывает беспокойство экологическое состояние пруда. Вода в нём не соответствует санитарным требованиям, из-за чего даже купание официально запрещено. Это никуда не годится, и эту проблему тоже надо решать. Прежде всего, пруд должен стать экологически чистым. Я готов принять комплекс мер по очистке водоёма, а в перспективе и зарыбить его.
Почему, несмотря на то, что покупка состоялась 16 мая, главное здание усадьбы уже год как окружено забором? Планируете ли вы внедрение охраны на территории?
Этот забор был поставлен предыдущим собственником, то есть министерством культуры. Сразу после того, как обрушилась половина главного здания. Однако, если вы не в курсе, этот забор уже украли! Охрану, если и планируем, то на данном этапе чисто символическую, потому что, с моей точки зрения, воровать там уже нечего. Будем присматривать, пресекать вандализм, замусоривание. Кроме того: как собственник, я несу ответственность за безопасность нахождения людей на территории. Посещение руин очень опасно, и доступ туда тоже будет контролироваться охраной: мы не можем допустить, чтобы пострадали люди.
Андрей Аркадьевич, могли бы вы подвести короткий итог нашего разговора, рассказать о самых ближайших планах?
2 июня, в 11 часов утра, я приглашаю всех желающих принять участие в очистке парка от мусора. Мы собираемся у главных ворот. Я лично приму участие, познакомлюсь с людьми, отвечу на вопросы, задам свои. Буду рад всех видеть.
В дальнейшем я соберу живую группу людей, которые болеют душой за усадьбу. Речь о самых разных аспектах работы. В ближайшие полтора-два года никто не заметит никаких внешних изменений, потому что будет создаваться проект. В течение всего этого периода у всех людей будет беспрепятственный доступ на территорию. Далее, на период проведения реставрационных работ, усадьбу в любом случае придётся закрывать: стройка есть стройка.
Оживление застывшего во времени памятника наша сверхзадача. И как амбициозный человек, я намерен создать нечто грандиозное.
Большое спасибо! Нас ждут перемены, и мы искренне надеемся на то, что все эти перемены к добру.