Газовый кризис 2018
Автор: Михаил Попов
26 июля 2018 года истекает крайний срок погашения задолженности ЗАО «Фрязинская теплосеть» перед поставщиком газа ООО «Газпром межрегионгаз Москва». Это означает, что уже с 1 августа Фрязино может остаться без горячей воды, а в недалекой перспективе и отопления, потому что котельные работают на природном газе. Объём задолженности уже превысил 42 миллиона рублей и продолжает расти.
26 июля 2018 года истекает крайний срок погашения задолженности ЗАО «Фрязинская теплосеть» перед поставщиком газа ООО «Газпром межрегионгаз Москва». Это означает, что уже
Ранее «Теплосети» удалось однократно отсрочить исполнение финансовых обязательств, но очевидно, что это не решает проблему. ООО «Газпром межрегионгаз Москва», официально являясь поставщиком для более чем 13 тысяч клиентов в столице и Подмосковье, не зависит от нас настолько, насколько мы зависим от него.
При этом, само фрязинское ЗАО «Фрязинская теплосеть» вовсе не затягивает сроки выплаты, и лишь формально является виновником увеличения долгов. Организация не может расплатиться, т.к управляющие компании города суммарно задолжали ей куда более крупную сумму 150 миллионов рублей! И это задолженность жителей за коммунальные услуги! Во Фрязино есть множество «хронических» должников с суммами долга более 100 тысяч рублей. Кроме того известно, что отдельные частные лица имеют долг более миллиона!
Что такое 150 миллионов для понимания обычного человека? Это сумма, сравнимая с бюджетом строительства нового детского садика.
4 июля 2018 года в администрации Фрязино прошло совещание, собранное «для решения сложившейся ситуации и поиска путей выхода из кризиса», как обычно пишут по таким поводам в официальных газетах. Внимательно изучив печальный график роста задолженности, представители администрации, управляющих компаний, «Теплосети» и МосОблЕИРЦ пришли к выводу, что пробелы в законодательстве и отсутствие совести у неплательщиков не позволяют им эффективно истребовать долги.
Вне всяких сомнений, прямо в этот момент злостные неплательщики залились слезами раскаяния. Ощущая болезненные уколы совести, они буквально парализовали отделения банков в попытках поскорее оплатить свои долги. Ни дождливая погода, ни отсутствие лишних денег (а у кого они сейчас есть?) не помешали им беззаветно исполнить свой гражданский долг.
Пока разворачивались эти сказочные действия, десятки тысяч абсолютно реальных честных плательщиков, не подозревая о надвигающейся проблеме, оказались в заложниках горстки неплательщиков. Вы прекрасно понимаете, что долг это цифра, которой достаточно для отключения от ресурса всего ЗАО «Фрязинская теплосеть», а значит, от тепла всего города Фрязино.
Чтобы собранное совещание могло быть хоть чем-то ознаменовано, на нем было принято решение: провести несколько показательных выселений должников, то есть процедур лишения имущества за долги. Казалось бы совершенно справедливо. И резонно. Да, но только в одном случае: если Вы сами сидите на этом заседании, и хочется поскорее уйти. То есть, как тактический ход это вполне себе решение. Неплохое для уровня директора рынка, завсклада или человека с дипломом заштатного филиала вуза, например. Управление вещь действительно в основном тактическая, но вот развитие совершенно точно стратегическая. Стоит немного подумать, и возникают совершенно другие рассуждения.
Задача ресурсной организации (а это ООО «Газпром межрегионгаз Москва») снабжать ресурсом, то есть газом. Задача «Теплосети» используя газ как топливо, обеспечивать бесперебойную работу своих объектов (котельных и инфраструктуры) и доставлять тепло до теплообменников в микрорайонах города. Задача управляющих компаний получая тепловую энергию с теплообменников, распределять её по обслуживаемым домам, то есть поставлять конечным потребителям.
Хорошо видно, что с населением, то есть с плательщиками и неплательщиками, контактирует именно управляющая компания (УК). Именно она анализирует собираемость коммунальных платежей, и именно она должна принимать меры, когда кто-либо из абонентов вдруг перестал оплачивать. Нельзя сказать, что УК не делают ничего. Они рассылают письменные претензии, ограничивают подачу электроэнергии, и лишь в самых крайних случаях подключают службу судебных приставов. Об «эффективности» этих мер мы можем судить по ситуации, в которой сейчас оказался город. По делам их узнаете их.
И на этом фоне принимается решение о проведении неких «показательных выселений». Я, честный плательщик коммунальных платежей, хочу спросить: зачем мне эти показательные выселения, этот боржоми при отказавших почках? Было бы вполне достаточно один раз в месяц видеть в «Ключе» скромную статистику: «за прошедший период по причине систематической неуплаты коммунальных услуг было арестовано и реализовано с аукциона имущество стольких-то должников на сумму такую-то». Каждый месяц.
Не надо никакой показухи, надо просто ежедневно работать. Управляющие компании, которые «подключают» службу судебных приставов, на самом деле только это и делают. В то время, как сбор коммунальных платежей вторая по важности (после обслуживания домов) задача каждой УК! И было бы совершенно логично, если бы в штате каждой из них находился юрист, занимающийся доведением до логического завершения только этих задач! Даже ребенку известно, что наши приставы, полиция, да и большинство других государственных органов не работают «сами по себе», поэтому каждое подобное дело требует сопровождения, напоминания, подталкивания. Увы, это современная реальность, но только систематическая работа может гарантировать от возникновения подобных катастрофических ситуаций.
Выселение мера крайне непопулярная, особенно перед предстоящими осенью выборами губернатора, а за ними и назначениями глав городов. Это лишний шум, визг, скандал и неоднозначный способ накопления политических баллов. Однако честных плательщиков это мало интересует. И быть заложниками, а уж тем более закрывать дыры бюджетов за кучкой каких-то маргиналов они точно не собираются.