Владимир Брайнис: «Благодарность лучшая награда!»
Автор: Михаил Шабашов
Линия жизни этого человека сама по себе целая история. Родился в городе Бердичев Житомирской области. Хлебнул ужасы войны извилистые маршруты эвакуации, смерть мамы, тяжелые болезни. Отец воевал на фронте. Пропал без вести. На Поклонной горе есть его имя. Юный Володя оказался в детском доме около Пушкино. Восемь лет пробыл там. Супруга Владимира Михайловича Мария Павловна тоже воспитанница этого детского дома. Там было открыто педагогическое училище, в котором учились воспитанники. В их числе оказались и Владимир, и Мария. После службы в армии, в 1952 году с Марией работал в Молдавии. В 1956 году они оба уже работали во Фрязино.
Владимир Михайлович, в те годы было мало возможностей для реализации своих желаний. Вы ведь могли работать и не в педагогике. Но профессия учителя победила. Как это произошло?
Вы знаете, историей я увлекался с четвёртого класса. Много читал книг по этой теме. И меня уже тогда звали «историком»
И вот
Вы известный человек и в педагогических кругах, и в историческом сообществе. В нашем городе ваша фамилия сродни известному «брэнду», извините за такое сравнение. Но мне известно, что у вас есть факты, которые подтверждают мысль Льва Толстого: «Хороших людей много. Но плохие лучше организованы»
Понимаю, что вы имеете в виду. Расскажу такой факт когда я ещё работал в третьей школе, меня выдвинули на присвоение звания «Заслуженный учитель России». А это же целая наградная иерархия. Комиссия, которая рассматривала этот вопрос, стала узнавать есть ли у меня грамота от министерства? Её не было. А для получения министерской грамоты нужна была областная. У меня и её не было. Ну и ограничились тем, что мне дали областную грамоту. Так я получил свою первую «награду», и на этом успокоились. Потом вопрос с «заслуженным» вставал ещё не единожды, но так ничем и не увенчался
Для профессионала, который знает сам себе цену, внешние подтверждения мастерства не имеют особого влияния
Совершенно верно. Не сочтите за хвастовство, но огромнейшее удовольствие я испытываю, когда в городе встречаю моих бывших учеников, которые говорят мне тёплые слова. Я уже им не нужен, свою миссию перед ними выполнил, но когда они благодарят при встрече это великая вещь! Лучше всяких званий и наград. Значит, не зря живу и занимаюсь своим делом. Мои ученики стали и учёными, и учителями, и военными Было очень много интересных ребят. Ну, вот кого навскидку сейчас вспомню Алена Стефанович, Юра Рободзей Из последних Петя Хотунцев. В этом году он уже оканчивает Высшую школу экономики, факультет права. Многие ушли «дальше» меня. Например, Ирина Кукушкина стала кандидатом исторических наук. Да и сейчас у школьников очень высокий интерес к истории.
А есть непролазные двоечники?
Их хватало во все времена. Спросите любого учителя вам все скажут, что с двоечниками возишься гораздо больше, чем с остальными.
История это наука, которая пополняется новыми документами и событиями, но не изменяется по своей сути. Что было уже не изменить. Как вы относитесь к книге Фоменко и Носовского, в которой даётся предположение, что на самом деле все было не так и не с той стороны?
Моё личное мнение выражу в классической форме: «Беда, коль пироги в печь класть начнёт сапожник, а сапоги тачать пирожник». Вероятно, Фоменко хороший математик. Уж коль он академик, доктор наук и прочая. Но история это наука. А Фоменко полностью отрицает все достижения этой науки. Вот в чём вся штука. Смещение хронологии это предположение и не более того. Для меня на первом месте труды Василия Ключевского.
А что с учебниками истории-то сейчас происходит? Появляются авторы, желающие пересмотреть реальные факты
Да. И это чудовищно. Я много лет руковожу методическим объединением историков города. Мы собираемся четыре раза в год и каждый раз обсуждаем какими учебниками лучше всего пользоваться? Их сейчас много. Но это тот случай, когда количество идёт в ущерб качеству. Это одна сторона вопроса. Вторая заключается в следующем. Сейчас возникает попытка реанимации сталинизма. Я сам жил в детдоме, где воспитывались дети репрессированных родителей. Ту ситуацию я видел своими собственными глазами. У нас учительницу русского языка арестовали ни за что! Эпоха, когда людей забирали ночью и увозили неизвестно куда и на сколько прошла через меня. И вдруг сейчас выходит учебник Чубарьяна и Данилова, в котором высказан «новый» взгляд на те ужасные годы. Что может быть нового в том, что люди гибли ни за что? Для меня такие вещи совершенно непонятны. Это удручает и настораживает
А что вас радует в сегодняшнем дне?
Работа и семья.
Вы муж, отец и дедушка
Совершенно верно. Супруга Мария Павловна. Младший сын Вадим ему 41 год, экономист. Его жена тоже в этой сфере работает. У меня четыре внучки. Они все живут в Москве. У нас с ними очень хорошие отношения.
Пример родителей. Ведь вы-то с Марией Павловной сколько лет душа в душу живете?
В этом году 12 октября будет 55 лет совместной жизни. А по свидетельству о браке 53 года. Сначала супруга не хотела расписываться. Её настораживало, как будут относиться к тому, что муж и жена работают вместе? Поэтому просто сыграли свадьбу.
В День учителя ваш домашний телефон, наверное, не умолкает?
Это да. И мне звонят, и супруге. Мария Павловна математик от Бога! Наш старший сын Михаил был ближе к гуманитарным предметам. Но
Владимир Михайлович, есть ли у вас сон, который вы помните?
Вообще-то, сны я не «коллекционирую». Но один такой сон есть. В 1942 году мы были в эвакуации в Орджоникидзе. Однажды мне приснилось, что мне выбили зуб и идёт кровь. Я рассказал этот сон взрослым, и мне сказали, что это