Священный гребеневский ключ
Автор: Михаил Баев
10-я глава книги «Вторичное открытие села Гребнева».
Сохранилось сугубо поэтическое описание гребневской усадьбы
Седящ, увенчан осокою,
В тени развесистых древес,
На урну, облегшись рукою,
Являющий лицо небес
Прекрасный вижу я источник.
Источник, милый и прозрачный
Текущий с горной высоты,
Поящий луга, долы злачны
Кропящий перлами цветы,
О, коль ты мне приятен зришься!
Ты чист и восхищаешь взоры,
Ты быстр и утешаешь слух;
Как серна скачуща на горы,
Так мой к тебе стремится дух,
Желаньем петь тебе горящий.
Когда в дуги твои сребристы
Глядится красная заря
Какие пурпуры огнисты
И розы пламенны, горя,
С паденьем вод твоих катятся!
Стадами гору покровенну
В тебе, любуясь, путник зрит.
В твоих водах изображенну
Дуброву ветерок струит,
Волнует жатву золотую.
При всех скидках на поэтический вымысел и условности, стихи рисуют картину расцвета усадьбы. Мотив обильно обводненного оазиса, такой редкий на русском суходоле. Державин не позволил бы себе выдумать, а выдумку положить в основу поэтического замысла оды. Державин, навещая поэта Михаила Матвеевича Хераскова, застал в Гребневе райский уголок Подмосковья, этакий «парадиз» с островным парком, ключом, фонтаном и цветниками.
В заключительной части оды Державин писал:
Сгорая стихотворства страстью,
К тебе я прихожу, ручей:
Завидую пиита счастью,
Вкусившего воды твоей,
Парнасским лавром увенчанна.
Напой меня, напой тобой,
Да воспою, подобно я,
И с чистою своей струею
Сравнится в песнях мысль моя,
А лирный глас с твоим стремленьем!
Да честь твоя пройдет все грады,
Как эхо с гор сквозь лес дремуч:
Творца бессмертной Россиады,
Священный гребеневский ключ
Поил водой ты стихотворства.
Ученик Сумарокова, отпрыск учебной дружины, выдающийся энтузиаст поэзии Херасков обосновал в Гребневе летний загородный приют, письменный стол и литературный салон.
Вся тварь желает жить
И все минует в поле,
Единый человек
Во град бежит оттоле.
Так характеризует сам Херасков свои сельские устремления.
Возможно, что своеобразный гребневский ландшафт, да и вся либеральная обстановка в поместье помогла молодому петербуржцу найти себя как поэта. Скорее, подлинность гребневских красот была необходима в качестве декорации
Поэма не принадлежит к числу бессмертных памятников литературы, но резонанс ее появления был огромен. Отсюда и державинская ода, хвала Хераскову, и монументально-исторический подвиг Карамзина, и Жуковский, и многое в подготовительном к грядущему взлету, бурном развитии русской литературы конца XVIII начала XIX века.
Со смертью Гомбургских пресекалось семейство
Из Петербурга в Москву, а из Москвы в Гребнево потянулись за Анной Даниловной два ее сына, известные неразлучники Николай Никитович и поэт Херасков. Их наезды в Москву, все более и более частые, привели
Про этих неразлучников сама Екатерина ехидно заметит впоследствии: «Не удивляюсь, что братья дружны, но понять не могу, как бабы столь долго в одном доме уживаются». Одной из баб была русская де ля Суза, писательница Елизавета Васильевна Неронова.
Гребневский литературный салон одно из первых общественных образований екатерининской школы. Он отпрыск
«Чистите, ради бога, чистите ваши стихи от дурных слов», пишет он поэту И. И. Дмитриеву.
Сознавая, что писательский зуд легко глохнет без публикаций, Херасков прибирает к рукам университетскую типографию, создает студенческие редакции, издает уже в начале шестидесятых годов журнал «Полезное увеселение».
Лира херасковского кружка посвящена мирной гражданственности. «Лавры победителей, цитирует Херасков из своего перевода, обычно кровью верных сынов отечества орошены бывают воплем вдов и сирот сопровождаются ».
Эта лира просвещенного разума:
«От Рюрика и Ярослава
Ты можешь род свой произвесть,
Однако то чужая слава,
Чужие имена и честь».
Лира эта достаточна прогрессивна:
«
художества люби, науки почитай,
ко всем будь милостив и бедного питай».
В «Россиаде» поэт позволяет себе даже мечтать о временах
«Где бедный нищету,
Где сильный власть забудет,
Где каждый человек
Другому равен будет
».
Однако эти мотивы допускаются только в мечтаниях, всякие конкретные шаги в эту сторону почитаются опасными. Излишнее увлечение будущего драматурга Фонвизина Вольтером и проистекшее отсюда богохульство ужасало религиозного Хераскова.
Несмотря на всю выхолощенность у Хераскова идей просветительной философии века, его горячая учительная забота, неувядаемое трудолюбие, сила поэтического примера увенчалась в шестидесятых-семидесятых годах появлением целой плеяды
Автор знаменитой поэмы «Душенька» Богданович, обращаясь к Хераскову, прямо признает, что он начал,
«Твоим пленяясь стихотворством
И петь тобою ободрен».
Это типично. Херасков многие годы сплачивал поэтов, помогал писателям.
«Кто чтит питомцев Муз,
Муз самих почитает», писал о нем П. Политковский.
Священный гребневский ключ нашептывал симфонические мотивы не одному Державину, по всему видно, что не один ранний русский писатель гулял по живописному гребневскому парку.
Пушкин начал (еще в лицее) с острой неприязни к Хераскову. В лицее «Россиада», обязательная, как катехизис, опостылела ему вместе с таблицей слов на букву ять. Обе изучались наизусть. Каково это было грамотному Пушкину, Пушкину классику с 15 лет! Неприязнь была неизбежна.
Зрелый Пушкин переменил взгляд на Хераскова. Именно через Пушкина стало известно, что благородный Михаил Матвеевич предпочитал талант современного ему поэта Е. К. Кострова собственному: «Это приносит большую честь и его сердцу, и его вкусу», писал Пушкин.
Состав гребневского салона не ограничивался университетским кругом Хераскова. Вокруг его матери, воспетой Сумароковым Анны Даниловны, и брата, крайне общительного князя Николая Никитовича Трубецкого, действовали также широкие и значительные связи. Прежде всего, бросается в глаза связь с А. Н. Радищевым и А. М. Кутузовым, имена которых вскоре прочитала Россия на титульном листе знаменитого «Путешествия». Оба однокашники Н. Н. Трубецкого по Лейпцигскому университету. Кутузов постоянный корреспондент и пенсионер Трубецкого, источник его зарубежной информации. Здесь кроме самого Карамзина, связанного с Херасковым по университету, корреспондент Трубецкого, предполагаемый прообраз Бедной Лизы Настасья Ивановна Плещеева. Сюда заезжал известный златоуст митрополит Платон (Левшин), усердно следивший за развитием вольтерьянства и столь же усердно обстраивавший по соседству Берлюковскую пустынь 1.
Образованию гребневского салона способствовала эпидемия чумы
Через Гребнево лежали, как об этом сообщил академик Грот, пути Державина в родную ему Казань, эти же пути приводили сюда Бибиковых. Прежде всего, самого
Просвещённые хозяева извлекли из прошедших событий реальные уроки. Доходами от Гребнева пользовались с особой осторожностью. Шелкоткачество не только развивалось, но уже начало испытывать затруднения сбыта.
Из донесения С.-Петербургского городского магистрата
Фёдора Иванова поспешили выручить, указав ему в Петербург больше не соваться. В литературу херасковского круга факт не попал. Там занимались материями более высокими.
1 В 1791 году митрополит Платон освятил церковь Гребенской богоматери.