Памятник и его легенда
Автор: Михаил Баев
Авторское предисловие к книге «Вторичное открытие села Гребнева».
В тридцати шести километрах от Московского центра, Кремля, в развилке двух веток северного направления Московской железной дороги, между станциями Щёлково и Фрязино, расположено село Гребнево с памятником архитектуры, усадьбой XVIII века.
Само село Гребнево, своеобразное и запоминающееся по своей планировке и рельефу, сохраняет облик
Электропоезда от Ярославского вокзала столицы,
В туристических справочниках, в искусствоведческих статьях и обзорах Гребнево фигурирует как и одно из крупнейших и живописнейших подмосковных, выдающееся по строительному размаху дворянское гнездо. Авторы отмечают здесь великолепный и грандиозный архитектурный ансамбль на берегу искусственного озера с целым архипелагом островов и островков; красоту холмистой, пересеченной оврагами местности, следы обширного паркового строительства. Архитектурный ансамбль датируется концом XVIII началом XIX века. Описывается русский классицизм парадного двора, спланированного на мотив римского форума, величественность церковного хозяйства при усадьбе, высокий уровень мастерства потрудившихся здесь зодчих.
Ансамбль охраняется государством. Здания,
У памятника есть хозяин, и даже не один, а два.
Усадьбой владеет расположенный рядом с ней электровакуумный техникум, церковным двором ведает администрация двух действующих церквей.
Гостеприимного хозяина в Гребневе посетитель памятника не встречает. Ни путеводителей, ни даже элементарного этикетажа нет.
При площади памятника в 120 с лишним гектаров посетителю нелегко в нем разобраться. Гребнево стоит подобно потрепанному манускрипту, начинающемуся со строчной буквы, обрывающемуся на полуслове, с пропущенными словами внутри фраз. Огромный, разобщенный временем на изолированные друг от друга части, требующий времени и сил для даже беглого осмотра, памятник предстает перед вдумчивым зрителем вещественной загадкой, своего рода ребусом, где одно лишь ясно, что все
Многие подмосковные, такие как Останкино, Мураново, Архангельское, Абрамцево достались нам в октябре 1917 года фамильными музеями своих именитых хозяев. Гребнево вошло в нашу эпоху всего лишь санаторием на коммерческой основе. Здесь музейные коллекции уступили дорогу
Несуразности Гребнева прямое последствие длительного использования не по назначению.
Былое архитектурное великолепие, сквозящее все еще сквозь образовавшуюся неурядицу, располагает к кривотолкам, совершенно законным и неизбежным в существующих условиях.
Ведь архитектурные памятники дороги зрителям не одним своим художественным совершенством. В них очаровывает не одно мастерство творцов. Они всегда сумма: и произведение и символ. Современное Гребнево символ непонятный. Он обретает смысл в обильно возникающих импровизированных преданиях. Не было бы в этом ничего плохого, вырастай предания из памяти старожилов, из фольклора, из любых анналов истории. Вместо этого молва населила памятник невпопад придуманными героями, побасенками о некой, хотя и неправедной, но райской жизни князей Голицыных, фабрикантов Кондрашевых 2.
Уже в дореволюционное время в начале века раздавались одинокие протесты против плохого содержания памятника. В советское время было принято много удачных и неудачных мер к его спасению и восстановлению. Назревает очередная перестройка его управления и эксплуатации. Так же как и в начале пятидесятых годов, годов оживления восстановительных мероприятий по памятнику, новая перестройка не создаст перелома в судьбе усадьбы, не наладит культурного функционирования памятника, если будет проведена в отрыве от его содержания, формально.
Перестройка не может иметь успеха без ответа на вопрос, что же такое этот памятник, кем, в память чего создан. В советское время вопрос этот был
Это не позволяло сложить оружие. Поиски материалов по истории села и их обобщение продолжались. Открылась связь памятника с событиями, ранее неизвестными. Скомплектовались материалы по памятнику. Наметились его новые исторически оправданные границы. Однако это еще не проект реставрации. Всего лишь историческое повествование о судьбе села в пределах, необходимых для осмысления памятника. Пределы эти XIII и XIX века. В этих именно пределах село вступает в свою историческую роль, проходят перед нами перипетии его нередко значительной истории.
Предлагается только первый лист будущего проекта, только разрез через отечественную историю по координатам села.
1 Автор писал книгу
2 Род купцов Кондрашевых, выходцев из д. Фрязино. Их имена на Храмозданой доске церкви Гребенской Богоматери 1791 г., после отмены крепостного права они купили усадьбу и восстановили былое великолепие Дворца усадьбы.