Михаил Сергеевич Баев и его рукопись
Автор: Георгий Ровенский
Биографическое предисловие к книге «Вторичное открытие села Гребнева».
Баев Михаил Сергеевич (22.02.190231.08.1979),
Ему принадлежит авторство:
- в формулировании гипотезы тайных троп Москвы в Золотую Орду;
- в определении особой роли Хомутовской дороги, связывавшей Москву, Переславль и Владимир;
- в исследованиях расположения острога Четрековского на Любосивле
в XIVXV вв. на месте будущей усадьбы Гребнево; - в характеристике особой роли владельцев усадьбы в просветительской деятельности России;
- в открытии Иванова куреня (на севере Фрязина, у лесопитомника), казачьей крепости центра борьбы казаков с поляками
в 16111612 гг.
Материалы к биографии (1954 г.)
Из Анкеты личного дела:
Родился 22 февраля 1902 г. в Москве, в семье потомственных почетных граждан Баева Сергея Козьмича
Социальное происхождение и сословие до революции: «Из потомственных почетных граждан (безгильдейный купец)».
Закончил 7 классов Московской гимназии
Получил диплом художника по окончании курсов живописи Ф. И. Рерберга
Закончил 3 курса
Из Автобиографии:
«Мой двоюродный дед И. Д. Баев принадлежал непосредственно к крупной буржуазии.
Отец мой С. К. Баев наряду с нетрудовыми
В семье Баевых я четвертый по счету. Выучился рисовать у дяди, художника А. К. Баева (выставки «Мир искусства» и «Товарищество»), школу живописи прошел у известного художника и педагога Ф. И. Рерберга, а архитектурные навыки получил у его брата известного строителя И. И. Рерберга, архитектора И. С. Кузнецова и декоратора С. И. Иванова. Трудовую деятельность художника я начал в театре, продолжал главным образом в области оформления выставок и интерьеров. Главнейшие: интерьеры павильона «Москва» ВСХВ 1937, ресторан дома Красной Армии 1949, плафон зала Курского вокзала в Москве, росписи усадьбы «Ершово» Звенигородского района и др.
По общественной работе я с 1924 член профсоюза работников культуры, был редактором печатного студенческого журнала в 1924 г., далее профуполномоченный, избирался кандидатом в члены и членом горкома художников (Профсоюза РОТИС).
Длительная профсоюзная работа помогла мне освоить передовые идеи
В 19481953 гг. я 5 раз избран членом партбюро парторганизации
Был принят по совместительству, а затем и полностью на работу архитектором по строительству».
Из Анкеты:
Выполняемая работа:
«8.19209.1921.
10.1921 по ликвидации театра по 10.1923 художник клуба «Крылья коммуны» (Высшая школа Военных Летчиков), зачтено в военную службу. Уволен в запас.
1.2412.39.
По настоянию директора Всесоюзной сельхозвыставки перешел на работу Главным художником Павильона «Москва» на ВСХВ
7.19403.1942.
Призван в армию в марте 1942 г.
По выздоровлении направлен архитектором
Член партии с 1957 года (ранее кандидат, с войны).
Имеет авторское свидетельство Гостехники СССР № 76806 на изобретение «Способ подслоенной живописи».
«По-немецки,
От составителей
Долгие годы М. С. Баев работал архитектором ОКСа фрязинского
Занимаясь в отделе капитального строительства
М. С. Баев, вероятно, сразу почувствовал невероятную тайну Гребнева тайну появления на небольшой речке Любосеевке вотчинного центра большого Гребневского имения. Причина эта должна была лежать в древних дорогах, следы которых в Подмосковье давно утрачены.
Шаг за шагом обустраивал новыми данными свою гипотезу о прохождении Великой дороги из Москвы в Переславль через Гребнево в
Изучение сложного времени Золотой Орды рождает у него гипотезу тайных «внетаможенных троп» Подмосковья, шедших через наш край.
Так выстраивалась стройная история возвышения Гребнева от древности до наших дней.
М. С. Баев обсуждает свои гипотезы с видными московскими историками и находит поддержку у выдающегося историка А. А. Зимина. Как рассказывает дочь Александра Александровича, заметки историка о встречах с краеведом М. С. Баевым занимают несколько страниц «Дневника».
А. А. Зимин советует подготовить рукопись к печати и пишет к ней предисловие.
Во время подготовки рукописи у автора рождается целый ряд новых гипотез. Книга расширяется, дополняется пластом татарских топонимов
Как художник с высоким образованием (см. Автобиографию), он рисует много картин из истории Гребнева, реконструирует вид древнего села Четрековского, предшественника Гребнева в излучине Любосивля. В его архиве
От древности к представителям знаменитого боярского рода Воронцовых, к князьям Трубецким, от них к Бибиковым и князьям Голицыным проходит читатель рукописи вместе
Трудными дорогами
Сокращенный вариант рукописи публикует на страницах районной газеты почитатель и страстный пропагандист творчества М. С. Баева Инесса Болеславовна Немиро, а в 2001 г. издается такой же вариант книги М. С. Баева «Семь веков подмосковного села».
У издателей сегодняшней работы отсутствовал отработанный вариант рукописи, не было и большинства рисунков. Благодаря помощи сына краеведа, Германа Михайловича Баева, они подобраны из имеющихся в архиве его отца художественных картин и фотокопий с них, больших карт местности, из найденных портретов действующих лиц книги.
Такой приходит она к читателям.
Подарок всем, очарованным Гребневым, в год