1943 г. 3-я гвардейская воздушно-десантная бригада

Автор:

Из книги «Военное Фрязино».

Послевоенным, регулярным с 1978 года, встречам во Фрязино ветеранов-десантников 3-й гв. ВДБ посвящено это стихотворение 1981 года.

Подполковник Гончаров В. К., командир 3-й гв. ВДБ (1943), начштаба 103-й гв. СД (1944-45)
Подполковник Гончаров В. К., командир 3-й гв. ВДБ (1943), начштаба 103-й гв. СД (1944-45)

Слезы солдата

Наверно, для памяти очень важны
Года, закопченные дымом войны…

Есть Фрязино, город под самой Москвой,
Где парень сроднился с десантной судьбой.

Здесь первый раскрылся его парашют
И юность навеки оставил он тут.

Потом пол-Европы прошел под огнем,
И песни сегодня слагают о нем.

С тех пор очень много воды утекло,
Но Фрязино сердце забыть не могло.

Сюда возвратился седой ветеран,
И будто бы нет ни болезней, ни ран…

Нашел свою школу, где был размещен
В те годы гвардейский его батальон.

Присел на ступеньки и в памяти встал
Военной поры оглушающий шквал:

Дороги сквозь пламя горящей земли,
И те, что в боях у дорог полегли,

И радость победы, и горечь утрат…
Сидел на ступеньках и плакал солдат.

Наверно, для памяти очень важны
Года, закопченные дымом войны.

21.03—09.06.81 г.
Михалев Виктор Степанович,
ветеран ВДВ, гв. подполковник в отставке (Волгоград)

Рисунок парашютиста-десантника (по мотивам барельефа на старом здании школы № 1 г. Фрязино)
Рисунок парашютиста-десантника (по мотивам барельефа на старом здании школы № 1 г. Фрязино)

С мая 1943 года школу поселка заняла 3-я гвардейская воздушно-десантная бригада. В поселке Фрязино, в Щелкове и в лесных землянках у д. Каблуково идет формирование ее 4 парашютных и 1 танкового батальонов и спец. рот.

25 сентября 5 тысяч парашютистов 3-й и 5-й бригады были десантированы с самолетов за Днепр в предполье захваченного Букринского плацдарма. Это был героический и трагический десант.

Разбросанные (по ошибке летчиков) на большой территории, сброшенные прямо на подошедшие немецкие части, десантники стойко сражались небольшими группами и поодиночке.

Большинство из них погибли в этих неравных схватках, но свою задачу они выполнили. Немцы завязли на 4 дня в активных сражениях с десантом. За это время на Букринский плацдарм успели переправиться тысячи бойцов наступающих воинских частей и десятки единиц бронетехники. Враг не сумел сбросить наши части в Днепр.

…Памяти десантников посвящен барельеф на старом здании школы № 1. Художник Антонина Александровна Богданова и скульптор Иван Степанович Фролов (оба — из отдела технической эстетики «Истока») создали прекрасный образ «крылатого» воина — уже нога парашютиста-десантника касается земли, падает надутый ветром парашют, и автомат ППШ уже готов начать бой (см. выше рис. Л. Ракчеева по мотивам барельефа).

Полковник Неживенко П. Н., Председатель Совета ветеранов 3-й гв. ВДБ, на празднике Дня Победы в г. Фрязино
Полковник Неживенко П. Н., Председатель Совета ветеранов 3-й гв. ВДБ, на празднике Дня Победы в г. Фрязино

Оставшиеся в живых десантники объединились с партизанами и начали свою собственную войну с немцами. В их рядах сражался и командир роты лейтенант Григорий Чухрай, будущий знаменитый кинорежиссер.

…По приказу командования бригада десантников, объединенная с партизанами, нанесла в ночь на 13 ноября удар с тыла по немецким войскам у села Свидовок и освободила плацдарм на Днепре, что существенно облегчило наступление наших войск в этом районе…

До 28 ноября десантники сражались вместе с наступающими частями в этом районе и после завершения этой операции возвратились во Фрязино.

За исключительную стойкость и мужество, личный героизм в этих боях все они были награждены орденами и медалями, а трем из них в апреле 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза — командиру батальона майору А. А. Блувштейну, старшему лейтенанту С. Г. Петросяну, бронебойщику И. П. Кондратьеву.

В январе 1943 г. на базе 3-й гв. ВДБ и других частей десантников в Тейкове была сформирована 13-я воздушно-десантная дивизия (затем — 103-я гв. стр. дивизия), а ее 317-му гвардейскому стрелковому полку было вручено боевое знамя 3-й гв. ВДБ, спасенное жителями Черкасщины после гибели знаменосца.

С этим знаменем гвардейцы сражались в Венгрии и Австрии, Чехословакии и Германии. За бои в Венгрии полк был награжден орденом Александра Невского, а дивизия орденом Кутузова…

Вот уже более 20 лет по инициативе руководителя Музея школы № 1 Тамары Макаровны Анциферовой и Совета Ветеранов 3-й гв. ВДБ проходят волнующие встречи десантников во Фрязино, а во главе праздничной колонны ветеранов в День Победы по улицам Фрязино всегда идет Председатель Совета Ветеранов бригады полковник Петр Неживенко. Рядом с ним ассистенты несут боевое знамя 3-й гв. ВДБ, переданное на вечное хранение в Музей боевой славы школы № 1.

Наименование одной из улиц города — проезд Десантников, мемориальная доска на первом доме этой улицы и аллея березок, которую посадили более 20 лет назад десантники, собравшиеся на встречу, — все это память о десантниках и их героических сражениях на полях битв Великой Отечественной войны.

Их подвигу посвящена и моя книга «Хроника военного Фрязино: 1943 год. Формирование 3-й гвардейской воздушно-десантной бригады. Днепровский десант. 3-я ГВДБ в тылу врага», выпущенная в 1998 году к 55-летию десанта.

В книге я привел свою запись о встрече фрязинцев с Григорием Чухраем в большом зале ДК «Исток» в мае 1979 г. Зал был весь заполнен зрителями.

Рассказывает кинорежиссер Григорий Чухрай

«Здесь, во Фрязино, мы готовились к новым боям. Я был опытным бойцом с огневой выучкой под Харьковом и Сталинградом, младшим лейтенантом. Мы готовили новых десантников, учили их прыгать с парашютом, рукопашным схваткам.

Тем временем поручено было мне подготовить и художественную самодеятельность. Хорошую программу мы подготовили, показали в Москве. Она оказалась одной из лучших.

И вот однажды приходит приказ: «Младшему лейтенанту Григорию Чухраю явиться в Нахабино.» Комбриг прочитал и приказал отправляться в дорогу. В Нахабино было училище ВДВ.

Прихожу в училище, хожу по коридорам. Какие-то люди вьются около старшины. Подхожу и я, пытаюсь выяснить, зачем вызывали. Оказалось, что формируется концертная бригада.

«Нет, — подумал я. — Это не для меня, я должен возвратиться к товарищам».

Подошел полковник Монин: «Что за шум?» Я объяснил ему, что столько времени готовил взвод, ребята в тыл пойдут, а я буду песенки петь, да ни за что.

Полковник рассвирепел: «Что же я, по-вашему, песенки распеваю?» И приказал зачислить меня в концертную бригаду. Но ночью я набросил шинель на колючую проволоку, бесшумно перебрался и возвратился во Фрязино.

А там уже началась погрузка. Доложил я комбату, что нарушил приказ. Комбат тоже одобрил мое решение. Так я оказался участником Днепровской операции.

…Правильно говорят, что из-за неумелости летчиков и ошибок штурманов обе бригады рассеяли на большой территории.

Летели мы недолго. Я был старший в самолете. Прыгал в группе обеспечения, чтобы подготовить высадку остальных групп.

По ошибке нас выбросили над Днепром, и как я ни управлял парашютом, приземлиться мне удалось только на самый берег. Собрал я своих ребят только 4-х из 24-х. Да еще с полувзвода ребят из 5-й бригады, десантировавшейся вместе с нами.

Около двух взводов немцев пошли на нас. Но мы лесочек заняли недалеко от берега и до ночи продержались. Ночью немцы отошли, наверное, собирался кулак против основных сил десанта.

А мы пошли по немецким тылам, разрывали связь, убивали немцев, громили штабы. Один какой-то крупный штаб разгромили, много высших офицеров перебили, захватили важные документы. Сражались ребята отчаянно.

Мы пытались связаться с нашими. Потратили все батареи, не смогли установить связи с командованием. Слухи о большом десанте в округе были, но мы пробиться к товарищам не смогли: немцы окружили их крепко.

Решили тогда троих, в том числе и меня, послать через Днепр на связь. Вообще-то я много раз переходил линии фронтов, но на этот раз переход был очень труден. Немцы были бдительны, ведь совсем рядом в тылу крупные силы десантников. Три дня мы пролежали в засаде, устанавливали распорядки патрулей у немцев, выбирали варианты перехода…

И вот мы у своих. Там получили приказ вывести свой отряд через фронт.

Так мы вернулись в Москву. Сходили сначала к Мавзолею. Это была живописная картина. Мы на Красной площади: кто в немецких брюках, кто в немецком мундире, кто еще в чем-то.

А в штабе нас встретили не очень любезно, обвинили нас, что мы не захотели соединяться с основными силами, отсиделись в лесах, да и вернулись. Уехали мы во Фрязино разочарованные.

Но я уже говорил, что мне в жизни везло. Во время ноябрьского наступления наших войск за Днепром был захвачен крупный штаб, и там были обнаружены подробные документы о действиях нашей группы. Таким образом, наши рапорта подтвердились. Я был награжден орденом «Красной звезды», товарищи получили по ордену Славы и медали «За отвагу». Нас вызвали в штаб, вручили награды, поблагодарили за смелые и решительные действия и прочитали выдержки из немецких документов о нашей борьбе: нас немцы насчитывали 250, а нас было около 30. Я был горд своей наградой.

Выхожу из штаба и сталкиваюсь лицом к лицу с полковником Мониным:

— А, это ты, беглец. — Виноват, товарищ полковник! — 25 суток ареста.

Так я оказался на вынужденном отдыхе.

…Потом меня из бригады отозвали для организации и подготовки десанта из словаков и чехов на помощь словацкому восстанию. Это была очень волнующая и героическая операция.

…Потом попал я в 104-ю дивизию, в Румынию и Венгрию. Здесь, на самой границе с Австрией, я был тяжело ранен и встретил Победу в госпитале. Там меня и комиссовали. Вернулся я в Москву, досдал несколько экзаменов на режиссерский факультет и после окончания стал помощником режиссера.

И военная судьба сложилась у меня счастливо, и в послевоенной судьбе моей тоже сопутствовала удача. Я — лауреат Ленинской премии, народный артист СССР, у меня любимая преподавательская работа, продолжаю ставить фильмы. Но мне не хочется, чтобы у молодежи сложилось мнение, что жизнь — это церемониальный марш. Жизнь состоит не только из побед. Заслуга моего поколения была в том, что в самых тяжелых условиях мы оставались верными нашим идеалам, и мы победили.

Ничего в жизни не дается просто. Победа — это большой труд. И чем больше вложено труда, тем радостнее победа. …Не ждите от жизни подарков».

Автор-составитель Георгий Ровенский

Ещё новости Фрязино

Еженедельная газета города Фрязино «Ключъ» - Фрязино.ИнфоЕженедельная газета города Фрязино «Ключъ»
Истоки «Платана» - Фрязино.ИнфоИстоки «Платана»
От отмены крепостного права до колхозов - Фрязино.ИнфоОт отмены крепостного права до колхозов
Вековой юбилей - Фрязино.ИнфоВековой юбилей
Епископ из Гребнева - Фрязино.ИнфоЕпископ из Гребнева
Полет над Барским прудом (видео) - Фрязино.ИнфоПолет над Барским прудом (видео)
60 лет фрязинской Центральной городской больнице им. М. В. Гольца - Фрязино.Инфо60 лет фрязинской Центральной городской больнице им. М. В. Гольца
Казиков Александр Иванович - Фрязино.ИнфоКазиков Александр Иванович
Руководители города Фрязино <nobr>(1951—2000 гг.)</nobr> - Фрязино.ИнфоРуководители города Фрязино (1951—2000 гг.)
19 век Авиация Архивы, ЗАГСы Архитектура Безопасность Бизнес Видео Войны и вооруженные конфликты Выборы Выставки Газеты Герои Голография Город Гребнево Демонстрации День знаний Документальные фильмы Дороги Достопримечательности ДТП ЖКХ Интервью Интернет ИРЭ РАН Исток. НИИ-160. Радиолампа История, хроника Карты, схемы КВН Кино. Художественные фильмы Книги Коды Коммуникации и связь Космонавтика Краеведение Криминал Кто есть кто Культура Медицина Мероприятия Метро Мигранты Музеи Музыка Наблюдения Наркотики Наука Недвижимость Некрологи Немцы Образование Панорамы Платан Подмосковье Пожары Политика и общество Почётные граждане Природа Происшествия Промышленность Развлечения Район Реки, пруды, озера Религия Роддом Салюты Свидетель из Фрязино СМИ Социальная сфера Спорт Статистика Строительство ТВ Технологии Топонимика Транспорт Тюрьма Фрязино.Инфо Художники ЦРУ Чижово Экология Экономика Юбилеи, годовщины Юмор
Королев Балашиха Лосино-Петровский Щелково Ивантеевка Пушкино