1943 г. 3-я гвардейская воздушно-десантная бригада
Автор: Георгий Ровенский
Из книги «Военное Фрязино».
Послевоенным, регулярным с 1978 года, встречам во Фрязино
Слезы солдата
Наверно, для памяти очень важны
Года, закопченные дымом войны
Есть Фрязино, город под самой Москвой,
Где парень сроднился с десантной судьбой.
Здесь первый раскрылся его парашют
И юность навеки оставил он тут.
Потом
И песни сегодня слагают о нем.
С тех пор очень много воды утекло,
Но Фрязино сердце забыть не могло.
Сюда возвратился седой ветеран,
И будто бы нет ни болезней, ни ран
Нашел свою школу, где был размещен
В те годы гвардейский его батальон.
Присел на ступеньки и в памяти встал
Военной поры оглушающий шквал:
Дороги сквозь пламя горящей земли,
И те, что в боях у дорог полегли,
И радость победы, и горечь утрат
Сидел на ступеньках и плакал солдат.
Наверно, для памяти очень важны
Года, закопченные дымом войны.
21.0309.06.81 г.
Михалев Виктор Степанович,
ветеран ВДВ, гв. подполковник в отставке (Волгоград)
С мая 1943 года школу поселка заняла
25 сентября 5 тысяч парашютистов
Разбросанные (по ошибке летчиков) на большой территории, сброшенные прямо на подошедшие немецкие части, десантники стойко сражались небольшими группами и поодиночке.
Большинство из них погибли в этих неравных схватках, но свою задачу они выполнили. Немцы завязли на 4 дня в активных сражениях с десантом. За это время на Букринский плацдарм успели переправиться тысячи бойцов наступающих воинских частей и десятки единиц бронетехники. Враг не сумел сбросить наши части в Днепр.
Памяти десантников посвящен барельеф на старом здании школы № 1. Художник Антонина Александровна Богданова и скульптор Иван Степанович Фролов (оба из отдела технической эстетики «Истока») создали прекрасный образ «крылатого» воина уже нога
Оставшиеся в живых десантники объединились с партизанами и начали свою собственную войну с немцами. В их рядах сражался и командир роты лейтенант Григорий Чухрай, будущий знаменитый кинорежиссер.
По приказу командования бригада десантников, объединенная с партизанами, нанесла в ночь на 13 ноября удар с тыла по немецким войскам у села Свидовок и освободила плацдарм на Днепре, что существенно облегчило наступление наших войск в этом районе
До 28 ноября десантники сражались вместе с наступающими частями в этом районе и после завершения этой операции возвратились во Фрязино.
За исключительную стойкость и мужество, личный героизм в этих боях все они были награждены орденами и медалями, а трем из них в апреле 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза командиру батальона майору А. А. Блувштейну, старшему лейтенанту С. Г. Петросяну, бронебойщику И. П. Кондратьеву.
В январе 1943 г. на базе 3-й гв. ВДБ и других частей десантников в Тейкове была сформирована
С этим знаменем гвардейцы сражались в Венгрии и Австрии, Чехословакии и Германии. За бои в Венгрии полк был награжден орденом Александра Невского, а дивизия орденом Кутузова
Вот уже более 20 лет по инициативе руководителя Музея школы № 1 Тамары Макаровны Анциферовой и Совета Ветеранов
Наименование одной из улиц города проезд Десантников, мемориальная доска на первом доме этой улицы и аллея березок, которую посадили более 20 лет назад десантники, собравшиеся на встречу, все это память о десантниках и их героических сражениях на полях битв Великой Отечественной войны.
Их подвигу посвящена и моя книга «Хроника военного Фрязино: 1943 год. Формирование
В книге я привел свою запись о встрече фрязинцев с Григорием Чухраем в большом зале ДК «Исток» в мае 1979 г. Зал был весь заполнен зрителями.
Рассказывает кинорежиссер Григорий Чухрай
«Здесь, во Фрязино, мы готовились к новым боям. Я был опытным бойцом с огневой выучкой под Харьковом и Сталинградом, младшим лейтенантом. Мы готовили новых десантников, учили их прыгать с парашютом, рукопашным схваткам.
Тем временем поручено было мне подготовить и художественную самодеятельность. Хорошую программу мы подготовили, показали в Москве. Она оказалась одной из лучших.
И вот однажды приходит приказ: «Младшему лейтенанту Григорию Чухраю явиться в Нахабино.» Комбриг прочитал и приказал отправляться в дорогу. В Нахабино было училище ВДВ.
Прихожу в училище, хожу по коридорам.
«Нет, подумал я. Это не для меня, я должен возвратиться к товарищам».
Подошел полковник Монин: «Что за шум?» Я объяснил ему, что столько времени готовил взвод, ребята в тыл пойдут, а я буду песенки петь, да ни за что.
Полковник рассвирепел: «Что же я,
А там уже началась погрузка. Доложил я комбату, что нарушил приказ. Комбат тоже одобрил мое решение. Так я оказался участником Днепровской операции.
Правильно говорят, что
Летели мы недолго. Я был старший в самолете. Прыгал в группе обеспечения, чтобы подготовить высадку остальных групп.
По ошибке нас выбросили над Днепром, и как я ни управлял парашютом, приземлиться мне удалось только на самый берег. Собрал я своих ребят только
Около двух взводов немцев пошли на нас. Но мы лесочек заняли недалеко от берега и до ночи продержались. Ночью немцы отошли, наверное, собирался кулак против основных сил десанта.
А мы пошли по немецким тылам, разрывали связь, убивали немцев, громили штабы. Один
Мы пытались связаться с нашими. Потратили все батареи, не смогли установить связи с командованием. Слухи о большом десанте в округе были, но мы пробиться к товарищам не смогли: немцы окружили их крепко.
Решили тогда троих, в том числе и меня, послать через Днепр на связь.
И вот мы у своих. Там получили приказ вывести свой отряд через фронт.
Так мы вернулись в Москву. Сходили сначала к Мавзолею. Это была живописная картина. Мы на Красной площади: кто в немецких брюках, кто в немецком мундире, кто еще
А в штабе нас встретили не очень любезно, обвинили нас, что мы не захотели соединяться с основными силами, отсиделись в лесах, да и вернулись. Уехали мы во Фрязино разочарованные.
Но я уже говорил, что мне в жизни везло. Во время ноябрьского наступления наших войск за Днепром был захвачен крупный штаб, и там были обнаружены подробные документы о действиях нашей группы. Таким образом, наши рапорта подтвердились. Я был награжден орденом «Красной звезды», товарищи получили по ордену Славы и медали «За отвагу». Нас вызвали в штаб, вручили награды, поблагодарили за смелые и решительные действия и прочитали выдержки из немецких документов о нашей борьбе: нас немцы насчитывали 250, а нас было около 30. Я был горд своей наградой.
Выхожу из штаба и сталкиваюсь лицом к лицу с полковником Мониным:
А, это ты, беглец. Виноват, товарищ полковник! 25 суток ареста.
Так я оказался на вынужденном отдыхе.
Потом меня из бригады отозвали для организации и подготовки десанта из словаков и чехов на помощь словацкому восстанию. Это была очень волнующая и героическая операция.
Потом попал я
И военная судьба сложилась у меня счастливо, и в послевоенной судьбе моей тоже сопутствовала удача. Я лауреат Ленинской премии, народный артист СССР, у меня любимая преподавательская работа, продолжаю ставить фильмы. Но мне не хочется, чтобы у молодежи сложилось мнение, что жизнь это церемониальный марш. Жизнь состоит не только из побед. Заслуга моего поколения была в том, что в самых тяжелых условиях мы оставались верными нашим идеалам, и мы победили.
Ничего в жизни не дается просто. Победа это большой труд. И чем больше вложено труда, тем радостнее победа. Не ждите от жизни подарков».