1941 г. Подвиг лётчика Ивана Иванова
Автор: Георгий Ровенский
Из книги «Военное Фрязино».
«После выпускного вечера в средней школе Фрязино в ночь на 22 июня выпускники и их гости пошли в Щелково на Клязьму, там встретили рассвет, купались, загорали. Возвратились после полудня домой и застали поселок в тревоге, а в доме Иванова в д. Чижово все были уже в слезах: по радио в последних известиях сообщили о начале войны и гибели летчика Ивана Ивановича Иванова при таране вражеского бомбардировщика», вспоминал племянник пилота Анатолий Серов.
Это был первый таран в 4 ч. 15 минут первого дня Великой Отечественной войны. Более 600 летчиков повторили подвиг героя в дни Отечественной войны.
2 августа Иванову И. И. Президиумом Верховного Совета СССР было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Рассказ о Герое
Он родился в деревне Чижево, которая большей частью уже вошла в город Фрязино. В семье кузнеца, носившего профессиональную фамилию Кузнецов и такое же имя отчество Иван Иванов, было 8 детей. Отец (как и его отец) жил в Чижево, но были приписаны к московским мещанам Сретенской слободы. Четверо сыновей все поработали кузнецами. А поскольку два поколения глав семейств звались Иванами, то их детям деревня присвоила
В Красную Армию Иван призван в 1931 г., проработав подручным у отца и самостоятельно кузнецом несколько лет. Его очень интересовала техника, и он добился направления в летную школу. Потомственный мастеровой, Иван легко вжился в летную технику. Другой его брат так же легко освоил шоферское мастерство, которому остались верны многие Ивановы. Так что первая родовая черта Ивановых мастерство и тщательность, которого требует профессия кузнеца, это одна из главных его ступенек к героическому подвигу.
Односельчане рассказывают, что Иван с юности был активным. В музее школы № 1 хранится фотография агитбригады «Красная рубаха», среди ребят (третий слева) наш будущий Герой. Они часто выступали в клубах
Так что активность вторая составляющая характера героя.
В Одесской летной школе он учился полетам на бомбардировщиках и истребителях.
С 1934 г., после выпуска, И. Иванов служил в бомбардировочном полку.
В 1936 командир полка характеризовал его так: «отлично летает днем и ночью вслепую, в полетах вынослив, хорошо и быстро овладел высотой 8000 м, на которой отлично водит самолет на бомбометание по маршруту».
Будучи дома в отпуске, Иван женился на девушке из Слободы Вере Владимировне Бочаровой, из мещанского рода, владевшего до революции шелковой фабричкой в Гребневе. Вскоре у них родился сын Владимир.
Авиаполк участвовал в освободительном походе Западной Украины и Белоруссии осенью 1939 г.,
По возвращении он подает рапорт о переводе его в истребительный полк. Просьба опытного летчика была уважена. Так старший лейтенант И. Иванов был принят на службу в 46 ИАП (истребительный авиационный полк) Киевского особого военного округа.
Полк был сформирован недавно (15 мая 1938 г.), насчитывал четыре эскадрильи самолетов
Иван Иванович был командиром звена
Весной 1941 г. он пишет письмо брату Виктору в Чижово:
«Дубно, 13 марта (1941 г.)
Виктор, письма твои получаю регулярно, но отвечаю на них не регулярно, все как будто бы нет времени, вот и сейчас пишу на скорую руку. Уже время 12 часов ночи, я только что кончил писать конспект для занятий и решил еще занять время дать ответ тебе на письмо, хоть несколько слов.
Живу хорошо, в материальном отношении вроде всего хватает, но времени стало не хватать. Много приходиться заниматься, в общем, сплошные зачеты, вечный курсант.
Повеселиться хожу в пивную, попить пиво, водку редко. Ходим в кино всей семьей на первый сеанс. Сам иногда выступаю в самодеятельности на вечерах, пою как курский соловей, стал любимцем публики.
По работе дело идет хорошо, вешу на Доске почета как отличник
21 июня в субботу состоялись учебные стрельбы. Звено Иванова показало хорошие результаты. На следующий день должен быть концерт, и командир полка пошутил: «Отработай завтра на сцене, как сегодня при стрельбе».
А назавтра началась война.
Герой первого тарана
В начальный период войны
Противопоставить неукротимому движению железной немецкой машины можно было только личный героизм. Каждый десятый воин сражался на смерть. Гитлеровские руководители оставили в дневниках записи о начальных месяцах войны, в них удивление героизмом русских. В тех боях немцы потеряли в три раза больше солдат, чем при захвате Западной Европы.
Один из примеров личного героизма воздушный таран.
«Счет воздушным таранам, пишут историки, открыл старший лейтенант Иван Иванович Иванов». [С. Верховский, Н. Саутин. «Иду на таран! Первые герои Великой Отечественной». «Известия» от 22 июня 1985 г.]
Мало осталось очевидцев этого утреннего боя.
Обнаружив налет вражеских бомбардировщиков, идущих на Киев, дежурный офицер объявил тревогу. И. И. Иванов поднял звено в небо. Истребители ударили по бомбардировщикам, шедшим густой колонной.
Вероятно, израсходовав все боеприпасы и в условиях явного превосходства противника, Иванов пошел на таран, рубанув, как учили, пропеллером по хвосту. От удара «Хейнкель» стал падать и взорвался на краю аэродрома.
Но от удара погиб вместе со своим верным «ишаком»
Указом Президиума Верховного Совета СССР Ивану Ивановичу Иванову было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
В 1986 году журналисты нашли командира этого авиаполка И. Подгорного,
Героя первого тарана помнят и чтут земляки. Его именем названы улицы городов Щелково и Фрязино. В 1979 г. его бюст был установлен на Аллее Героев, памятник И. Иванову поставлен в деревне Чижово (Чижево), на доме, из которого он ушел в армию, установлена мемориальная доска. Около г. Дубно Ровенской области подвигу
Обширные материалы об И. И. Иванове собраны в музее школы № 1 г. Фрязино заслуженным учителем России Тамарой Макаровной Анциферовой. В октябре 1999 г. в школе прошло торжественное собрание, посвященное